Мысли вслух
Идеальный голос и гнусавость
Почему у людей с практически дикторским от природы тембром часто слышна гнусавость в речи? Исключая физиологические нарушения, выделяю два основных влияющих фактора: резонанс и коммуникацию.
Со стороны резонанса можно заметить, как тембр, образованный массивными голосовыми складками ("связки" - устаревший термин, но можем использовать и его) может звучать не из груди, а из основания горла. Это чаще связано скорее не с типичным эмоциональным голосовым зажимом, а с попыткой контролировать свой тембр горловыми мышцами.
Взамен грудному резонансу для дополнительного усиления голос направляется телом в носовой резонатор. Чтобы понять причину этого явления, здесь уместно коснуться коммуникативной стороны вопроса.
Со стороны коммуникации "пустить голос" в грудной резонатор (добавить в свой тембр чувств) морально труднее, чем отправить голос в нос (отгородиться). В результате красивый от природы тембр снижает свою притягательную силу. Получается, в каком-то смысле "искусство баланса с окружающими голосами": тембр сногсшибательный, а способ его передачи (гнусавость) вызывает дискомфорт.
Один из участников корпоративного обучения только через пару недель после завершения программы сообщил мне о своём отсроченном результате - практически ушла гнусавость (и слова-паразиты). Главная трудность работы в этом случае состояла в том, чтобы отвлечь человека от его внушительного по сравнению с другими тембра, от уже имеющейся лояльности клиентов (во многом благодаря его голосу в телефонной трубке) и показать, как могут происходить его звонки на следующем уровне звучания речи.