Мысли вслух
8 показателей профессиональной незрелости психолога
Каждый психолог стремится к высокому уровню профессионализма, чтобы максимально эффективно помогать своим клиентам. Однако даже опытные специалисты иногда могут допускать ошибки, которые снижают качество оказываемой помощи. К слову, для каждого эти критерии - свои. Список может быть длиннее или короче. Ниже делюсь основными идеями, которые сейчас считаю существенными.
1. Говорить на птичьем языке. Клиент чаще всего приходит не за терминологией, а за решением. Сначала результат. Потом можно объяснить что к чему при необходимости.
2. Держаться за метод, который лишь средство. И может не подходить. Отложите мутное стеклышко теории и посмотрите прямо на человека. Это и есть хорошее начало.
3. Делать преждевременные выводы. Например, исходить из того, что все проблемы из детства. И если человек не может вспомнить свою детскую психологическую травму, не слезать с клиента, пока тот не высосет из пальца какой-нибудь "случай в школе".
4. Бежать впереди паровоза. Пытаться помочь клиенту, даже если тот не сформулировал чёткого запроса. Эффективная терапия возможна только тогда, когда человек готов к изменениям и сам обозначил свои цели.
5. Лезть не в своё дело. Вторгаться в те сферы жизни клиента, которые он сам не обозначил как проблемные. Психолог должен действовать строго в рамках запроса, а любые отклонения от этого курса необходимо согласовывать.
6. Обесценивать высказывания клиента. Картина мира человека, даже если она значительно отличается от общепринятых норм, является важной отправной точкой для понимания трудностей, с которыми он обратился.
7. Быть слишком холодным. Клиенты часто ждут от психолога не только профессиональной помощи, но и понимания, сопереживания. Если специалист проявляет холодность или отстранённость, это может негативно сказаться как на процессе, так и на результатах.
8. Игнорировать окружение клиента. Фокусируясь исключительно на самом человеке, психолог упускает влияние среды, в которой тот находится. Реальная картина часто выходит за рамки индивидуальных особенностей. И ключ к решению проблемы может таиться именно во внешних факторах.