Меняя речь - преображаешь жизнь!

    trenergolosa

    8 (923) 412 41 14

    Вокал

    Эксперимент вместо контроля 

    Часто вокалисты полагают, что мастерство пения – это способность качественно контролировать мышцы своего голосового аппарата. И удивительно наблюдать, как человек негодует, узнав, что аплодисменты, которые он получил, – это в основе своей «дежурный рефлекс» публики. И выступление его никто не запомнил, и песней не проникся. Парадокс может быть еще и в том,

    что человек этот сам по себе талантливый и умный, однако задания, которые он так старательно выполнял под руководством очередного педагога по вокалу, работают лишь как трюки, но не помогают ему раскрывать то, что так щедро вложила в него природа. История обучения этой девушки до нашего первого занятия может показаться путем мастера, ведь на пути ее были и педагог из колледжа культуры и искусств и несколько частных учителей по вокалу, курсы обучения у которых она проходила последовательно с перерывами в 1-2 месяца от учителя до учителя. Когда на первой встрече я попросил девушку спеть, она … начала с того, что выбрала нужное положение для своей челюсти. И потом продемонстрировала хороший потенциал, крепко зажатый в пару-тройку механистичных вокальных приемов. После исполнения она призналась (да и в процессе пения продемонстрировала), что от песен ее голос устает и дает сбой на первой-второй композиции. Сказала, что петь ей нравится, но не очень хочется в последнее время, однако она все еще помнит, как мечтала петь, и желанье петь красиво все еще греет ее. На момент, когда я пишу эту заметку, прошла наша пятая встреча. И сейчас девушка говорит, что дома стала делать то, чего не делала раньше – петь легко и свободно, не стесняясь. При этом она поет не сама себе, а своему молодому человеку, и ей нравится состояние, когда она не контролирует свой голос. Она импровизирует и получает от этого удовольствие, исполняя песни своему любимому человеку. Эксперимент – это поиск. Меня всегда смущал тезис «правильное пение», который одним своим названием зажимает и без того несвободные голоса. Никто не исключает правила, однако, всему свое место и время.

     Невозможность неудачи

    Когда мы хотим петь лучше, мы зачастую прилагаем усилия, чтобы каждый раз снижать огрехи и помехи в исполнении песни. Кто-то постоянно контролирует свой голос, выводит партию, «достает» ноту и т.п. При этом часто кроме вокальных осечек кто-то может чувствовать усталость голоса, нарастающую от этой нескончаемой борьбы за совершенство пения. Случай, который я приведу здесь, показывает, как результат нашей работы может перевернуть представление о трудности для того, кто с ней столкнулся, и обратить препятствие в ресурс, в применении к вокальным возможностям. Мужчина лет 50-ти пришел ко мне на консультацию с целью научиться петь так, чтобы голос не уставал. Мужчина вместе с супругой, профессиональной певицей, выступает на корпоративных мероприятиях. Клиент жаловался на то, что его голоса хватает только на 2-3 песни, за которыми следует сильная усталость в области горла, голос «садится». Мы приступили к работе. В результате первых пяти встреч мужчина поделился результатами. Теперь, на мероприятиях, исполняя 5-6 песен и даже больше, ему не удается получить … те дискомфортные ощущения, которые он чувствовал раньше. Клиент отметил, что петь ему стало намного приятнее, голос в песнях стал звучать свободнее увереннее.

    Дорогу осилит идущий

    Если попросить человека не поющего спеть, зачастую слышишь отговорку вроде «да ты что, у меня ж ни слуха, ни голоса». Человек может горячо мечтать петь, но так и не попробовать исполнить свою любимую песню даже наедине с собой. Вспоминая пару «позорных» попыток многолетней давности, человек с каждым днем может терять веру в себя, а следом и уверенность в своих силах в любой жизненной ситуации. Этот мужчина старше 30-ти пришел ко мне примерно год назад заниматься вокалом, чтобы вынести на публику плоды собственного творчества. Стихи со сцены он уже читал, однако организаторы концертов, в которых он участвовал в качестве чтеца, песни в его исполнении в свои концерты ставить не хотели. Преодоление барьера качества и стало проектом наших с ним занятий вокалом. Несмотря на красивый речевой тембр голоса, пение мужчины оказалось его слабым местом. Он умудрялся петь мимо нот там, где, казалось, промахнуться было сложнее, чем попасть. И это в собственных песнях! В голосе появлялась неестественность, натуга. Красивый и свободный в речи, голос терял свои лучшие качества с первыми словами песни, гармония звучания рушилась. Сейчас минул почти год работы, включая несколько перерывов в регулярных занятиях. Колоссальный труд, который мужчина вложил в себя, начал приносить плоды. Уже несколько раз он успешно выступал перед публикой со своими песнями. Теперь его приглашают на выступления и в другие проекты.

    Не количество, а творчество

    Расширение диапазона голоса многие воспринимают как чисто механическую работу через распевки. В моей практике более распространены запросы на расширение диапазона вверх, хотя мы, как правило, получаем новые ноты и вверху и внизу. Однако, можно заметить, что при механическом подходе эффект от самостоятельных занятий значительно ниже, чем при работе с преподавателем. С этой женщиной мы познакомились, когда меня пригласили подготовить к выступлению ансамбль, в котором она пела. Я провел серию из трех мини-тренингов, и в конце третьего она подошла ко мне, чтобы договориться об индивидуальной работе. Задача, которую клиентка поставила целью своего личного курса из восьми занятий, была в расширении ее вокального диапазона. Я стараюсь внимательно присматриваться к клиенту, и каждый новый шаг его личной программы рождается по мере открытия его особенных черт характера и исходя из звучания его голоса. Наша работа была совсем не похожа на классические уроки вокала, это оказался творческий процесс, постоянно меняющий свои законы развития. Уже на четвертой встрече наши уроки вокала имели результатом заметное изменение голоса и освобождение горла в процессе пения. Более высокие ноты стали удаваться клиентке не только на занятиях, но и самостоятельно. Механические приемы работы с голосом были сведены практически к нулю.

    СПАСЛИ ВЫСТУПЛЕНИЕ

    Одна моя ученица планировала выступление со сложной песней на летнем фестивале под открытым небом. Однако песня давалась ей с трудом. И вдруг, почти за месяц до события, организатор концерта, слыша ее ошибки на репетициях, решил убрать ее выступление. Ученица сообщила об этом мне с целью узнать, какова теперь цель нашей работы. Я понимал, что, не ведая того, организатор события лишает артиста цели для роста – путеводной звезды. Я позвонил устроителю концерта, и мы вместе пришли к договоренности, что решать о присутствии или отсутствии песни он будет за неделю до события. Мы продолжили работу с ученицей, и примерно через неделю она уже рассказывала мне, как ее хвалят на общих репетициях, упоминая меня как ее учителя. Вскоре состоялся концерт, и ее выступление имело большой успех.

    СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ ВЗЛЕТ

    Этот парень пришел ко мне с простым запросом вроде научиться петь или даже просто улучшить голос, сейчас уже точно не помню. Особыми голосовыми данными он не отличался, да еще и видна была куча работы по снятию лишних напряжений с тела. Опыта в нем не чувствовалось, но было в нем что-то такое, что позволяло работать с ним, как с пластилином. Примерно через месяц занятий я спросил его разрешения сделать аудиозапись нашего урока, поскольку результаты, на мой взгляд, достойны внимания. Вот эта запись:

     

    ПЕРВЫЙ ШАГ – СОЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ

    Практически каждый исполнитель песен первые шаги своего творческого пути делает в так называемых «сборных солянках» – концертах, в которых кроме их выступления ещё от пяти до двадцати номеров от других творческих единиц. Эта ученица предложила мне иной вариант. «Хочу сольный концерт» – заявила она мне после двух месяцев нашей работы, проходившей скорее с целью развить общие голосовые возможности без акцента на вокальное искусство. Мы приступили к работе и примерно за месяц подготовили ее сольный концерт, оказавшийся очень удачным началом ее исполнительской карьеры:

    ЧИТАТЬ ОТЗЫВ ОТ МАРИИ

    ПРИЯТНАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ

    В своей работе я вижу множество аналогичных друг другу примеров, и теперь хочу поделиться с вами одним из них. Летом ко мне обратилась девушка, которая уже около шести месяцев брала уроки вокала в одном профильном заведении Томска. Она объяснила, что сейчас ее преподаватель в отпуске, и она подыскивает замену на этот срок, чтобы продолжать развивать свои вокальные способности непрерывно. Я согласился, и мы решили начать индивидуальную работу. Как она сообщила позже, уже за первую практическую встречу мне удалось ответить ей на те вопросы, ответы на которые она не получала в течение всего срока работы с ее преподавателем по вокалу. И уже после первых трех наших встреч она начала движение за рамки, которые раньше видела пределом своих возможностей. В данном случае отзыв анонимный по понятным причинам.

    ЧИТАТЬ ОТЗЫВ

    © 2014-2018. Все права на сайт принадлежат компании "Тренер по голосу и речи Константин Орищенко".
    Обращаем ваше внимание на то, что данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 ч. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации
    Изготовлено компанией: "Мастер-сайт" . Тел. 8 953 918 2755
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

    На сайте используются файлы cookie. Отключить cookie вы можете в настройках своего браузера. Ознакомиться с политикой конфиденциальности.

      
    EU Cookie Directive plugin by www.channeldigital.co.uk