Меняя речь - преображаешь жизнь!

    trenergolosa

    +7 923 412 41 14

    Бывает, вообще не знаешь что сказать, как себя вести, куда деться.

    И ведь ехал на этот форум/выставку/семинар. Пара фраз и затем неловкость. Мыслей нет, идей нет. Какой уж тут непринужденный разговор. Связи налаживать? Какие связи? Любое общение - как испытание. Вроде знания, опыт, компетенции есть. А нужного состояния нет. И куда приткнуться не знаешь. Нырнёшь в укромный уголок - сначала легче, а потом понимаешь, что отгораживаешься и от этого только хуже себя чувствуешь.

    Многие, как и этот клиент (собирательный образ), сталкиваются с трудностями в общении, оставаясь в тени собственных мыслей. Бывает, что к моменту нашей первой встречи человек уже был на уроках ораторского мастерства, тренировал дыхание, дикцию, голос, учился выступать. Какое-то время речь звучала легче. А потом всё возвращалось. Внутри лёгкости нет.

    Может показаться, что нужно просто больше тренироваться. Найти ещё более эффективные упражнения для подготовки и поднажать сильнее. Но в новом фантике - та же конфета. Это бег по кругу.

    На консультациях я помогаю вам найти свободу внутри и с ней обнаружить свой уникальный стиль общения, свободный от масок и зажимов. Выстроить по шагам путь от зажатости к лёгкости. От самокритики к поддержке себя. От шероховатостей в речи к её комфортному и доходчивому звучанию. От попыток "казаться" к ощущению "я есть и это здорово".

    Всему своё время. Когда пианист играет, каждая нота звучит в свой момент. Он не спешит, не играет всё одновременно — музыка раскрывается постепенно, словно лепестки цветка. Как в жизни: ритм времени даёт звучание каждому мгновению. Главное не торопиться перейти к следующей ноте. Дать ей пространство. Так придёт гармония. Без принуждения наполнит всё вокруг чистой и ясной мелодией жизни.

    Однажды я понял, что каждый созревает к переменам в свой срок. Человек обращается ко мне и это всегда вовремя. Даже если вопрос зрел долго.

    Когда клиент обращается за помощью в улучшении своей речи, важно понимать, что на качество голоса и дикцию влияет целый ряд факторов. Выделяю три ключевых аспекта: физиологический, психологический и коммуникативный.
     
    Пример: ком в горле мешает свободному звучанию речи на фоне проблемы обидчивости.
     
    Сначала важно исключить медицинской фактор. Бывает, "комок обиды" усугубляется проблемами со щитовидной железой или пищеварением. В таких случаях следует начать с устранения медицинских причин.
     
    Если в этом аспекте всё в порядке, мы движемся к результату. Здесь одному человеку может помочь работа над эмоциональной составляющей, другому - упражнения на раскрепощение гортани, третьему - научиться отказывать и отстаивать своё мнение.
     
    Иногда целесообразно применять комплексный подход, сочетая эти направления. Однако важно прояснить, готов ли человек регулярно выполнять все необходимые упражнения, чтобы добиться устойчивого результата.
     
    Вскоре на место обиды и кома в горле приходит лёгкость и удовольствие от общения. Голос звучит приятней и свободней, результаты закрепляются.
     
    Моя задача - подобрать максимально эффективный и сбалансированный комплекс упражнений без лишних практик в тесном сотрудничестве с клиентом. Это позволяет подойти к вопросу с нужной стороны и добиться стабильного улучшения качества речи.

    "У тебя тяжёлый взгляд" - кто-то слышит такое постоянно. А по факту у человека нет намерения так смотреть. Просто особенность строения лица. Встречали такое? Природа создала нас разными - у каждого свой типаж. И если бы режиссёр распределял роли между нами, то хватило бы всем. Кому-то досталась бы роль, скажем, принцессы, а кому-то - злой колдуньи. Одному было бы проще сыграть Лешего, другому - Илью Муромца. Бывает и другой вариант - эмоции в слепой зоне ("У вас вся спина белая!"). Человек может не всегда понимать злится он или грустит, например. И вот Илья Муромец смотрит неуверенно, а ощущает, будто он в образе и всё в порядке. Принцесса - с гнетущим взглядом. Колдунья - с тревогой в глазах. Ну вы поняли. В итоге через какое-то время начинаются срывы или охватывает грусть без видимых для человека причин. Или последствия посерьёзней. А пока - непонимание, почему люди видят одно, а чувствуешь другое. На консультации я помогаю прояснить в чем же дело. Научиться определять подавленные эмоции и освобождаться от них. Прояснить, как это видят другие и подкорректировать впечатление, которое человек производит. Расшифровать тайны собственного внутреннего мира. Или перестать копаться и направить энергию в то, что давно хотелось начать.

    Картавость во взрослом возрасте: возможно ли её исправить?

    В отдельных случаях это возможно, хоть и очень трудно. Выделяю 5 факторов:

    1. Физиология
    Здесь всё может быть проще (подрезать уздечку под языком, чтобы язык дотягивался - и затем меняем привычку) или сложнее (особенности прикуса, короткий язык и прочее - тут надо смотреть каждый конкретный случай).

    2. Мягкая "р"
    Если мягкая "р" звучит как надо (например, "Париж"), то "поставить" твердую "р" (например, "дорога") обычно легче.

    3. Возраст
    Чем старше, тем труднее. 10 лет считается критической границей. Но не приговором.

    4. Эффект от упражнения
    Подбираем упражнение и если оно даёт хотя бы короткий эффект, остаётся довести новый звук до автоматизма. Здесь вступает в силу следующий фактор:

    5. Мотив и опыт
    Когда есть положительный опыт в работе над собой и внятный мощный мотив, шансы заметно возрастают. Каждый раз, когда человек сталкивается со звуком "р" в своей речи, он либо делает усилие для перестройки, либо нет. Старается заметить, как произносит звук или задвигает задачу на задний план. Практикует упражнения или откладывает на потом. Сильно помогает удовольствие, которое человек постепенно начинает получать в те моменты, когда звук удаётся.

    Важно помнить, что красота речи - это не её стереотипная "правильность". Все мы разные и это здорово. Кто-то любит свою "французскую" "р", а кто-то при всех природных данных занимается самокритикой. Меняться можно и нужно, ведь перемены - это естественная часть жизни. А вот что менять - каждый решает для себя сам.

    Ловушка в том, что напрячься обычно проще, чем расслабиться. А мы склонны к тому, чтобы выбирать путь полегче.

    С одной стороны, зажимы в речи - это напряжённые мышцы, с другой - напряжённые отношения с собой и другими.

    Кристин Линклейтер в своей методике "Освобождение голоса" описывает их, как короткие замыкания между импульсом и результатом действия.

    Неврологи отмечают, что первой под удар попадает шейно-воротниковая зона. Здесь блокируются эмоции гнева, раздражения, желание плакать и кричать.

    Это слышно в голосе: зажим в плечах (дыхание), ком в горле (голосовые складки), напряженные мышцы нижней челюсти, языка и губ и др. Сюда добавляется путаница мыслей или состояние "пустой головы".

    Какие-то из своих зажимов мы замечаем, к другим давно привыкли и забыли о них.

    Стоит иметь ввиду, что зажимы влияют на наше поведение. На реакции. Корректируют нашу жизнь. Окрашивают её в свои цвета. Влияют на атмосферу и стиль общения. На наше окружение.

    voice clamp

    Как убрать зажимы:

    1. Выскажись

    Особо не важно, письменно это сделаешь или устно. Хоть и работает это несколько по-разному. Точность подобранных слов важна, но если не знаешь, что говорить, просто начни. Если нет рядом комфортного принимающего всё слушателя, пиши. Тут можно без фильтра. Перечитывать и сохранять - по желанию.

    2. Помассируй

    Массаж/самомассаж универсален. Но тут часто не хватает проработки того, как эти зажимы формируешь. Поэтому, если (если!) они вернутся, не удивляйся. Хотя, если понравится и будешь продолжать процесс пару-тройку месяцев, то шансов больше.

    3. Займись спортом

    То, что не можешь расслабить, напряги сильнее. Дай нагрузку мышцам, раз уж "они сами это начали". И обрати их работу себе на пользу.

    4. Расслабься глубоко

    Делать это проще и безопасней под чьим-то руководством, будь то дыхательные техники, медитации или что-то ещё. Когда доходишь до нужных мышц, могут возникать воспоминания о несделанном, невысказанном, накатывать состояния, заблокированные этими зажимами. Скажи себе, что это нормально, и наблюдай за процессом. Можешь дополнить пунктом "1" из этого списка.

    5. Освободи голос

    Природное естественное звучание массирует тело изнутри. Специальные звуковые практики нормализуют эмоциональное состояние и убирают зажимы в общении. Внутри словно бы открывается запылëнная дверца в заброшенную часть дома. Здесь может быть гостиная, кабинет, спальня или детская. И здесь есть место для новых людей, с которыми комфортно.

    В проработанных голосах меньше зажимов. Они звучат полнее и богаче. Слышишь их и заражаешься свободой. Чувствуешь своим телом. Хочется общаться дольше, замечая, как мышцы принимают лёгкость через голос этого человека. Выталкивают из себя напряжённость, вбирая свободу. Хочется сказать: "говори что угодно, только не молчи".

    Можно получать удовольствие от своего звучания и лëгкости. Можно убеждать, не убеждая. Можно расти над собой, превращая энергию зажимов в действия и результаты. Можно.

    1. Рецензию к книге написала к.м.н. врач-фониатр.
    2. Книга «выросла» из моих радиопередач. Я согласовал с редактором томского радио формат развлекательных коротких занятий вроде утренней зарядки для голоса с лёгкой музыкой, чтобы в течение десяти недель по пятницам зачитывать готовый материал очередного выпуска.
    3. В ней 20 моих стихотворных зарисовок, которые рождались спонтанно. Большинство – в день записи очередного выпуска радиопередачи.
    4. Это одновременно книга и рабочая тетрадь на 21 день ежедневной практики.
    5. В ней я задаю 27 вопросов для закрепления материала и даю на них ответы в конце.
    6. За несколько лет до появления книги с помощью моей авторской технологии, которую я частично описал в главе «Отвисшая челюсть», мне удалось помочь клиенту с ДЦП на том этапе наших с ним занятий, когда уже никакие тренировки мышц не давали заметного эффекта.
    7. Иллюстрации к книге создавались дважды: эскизы рисовал один художник, начисто – второй. Их здесь больше 20-ти.
    8. В публикацию включены 10 цитат из моих живых тренингов.
    9. Экземпляры книги есть у моих клиентов в США, Швеции, Китае, Казахстане и во многих городах России.
    10. В книге я использовал термин «голосовые складки» вместо устаревшего «голосовые связки», который до сих пор принят в обиходе и всё ещё встречается в современной литературе довольно часто.

    Задать вопрос, приобрести книгу, записаться на личную онлайн-консультацию вы можете по тел./WhatsApp: +7 923 412 41 14

    © Константин Орищенко, фонопед, логопед, радиоведущий, автор книги "10 шагов преображения речи", персональный тренер по голосу и речи, сертифицированный системный индивидуальный, супружеский и семейный консультант (Mental Research Institute, США, Калифорния)

     

    voicetrainer with book

    microphone voicetrainer

    В январе 2020 года издание "Laryngoscope" опубликовало исследование, где описывается голосовое упражнение, которое оказалось эффективнее для отдыха голоса, чем молчание после часовой интенсивной речевой нагрузки.

    Это чудо-упражнение - давно известное "гудение через соломинку (трубочку)".

    Как его выполнять:

    Возьмите в губы трубочку для коктейля и погудите сквозь неё. Главное не давить на голос, звучать аккуратно и с небольшим усилием. Для начала - минуту, вдыхая при необходимости. При этом чувствуете, как вибрирует лицо: губы, область носа, лба. И грудная клетка. Горло при этом тоже жужжит, но фоном, если на него не давить (а давить не надо)). Вместе с этим для выдоха немного напрягается живот (это хорошо). 

    Теперь поговорите. Если всё сделали верно, голос звучит легче, приятней. Какие изменения в голосе слышите теперь, что ощущаете?

    Постепенно вы сможете заметить, какое усилие и время выполнения даёт наилучший эффект для.вашего организма. Тут всё индивидуально.

    Важно: для этого упражнения голос должен быть здоровым. Можно - немного уставшим.

    © Константин Орищенко, фонопед, логопед, радиоведущий, автор книги "10 шагов преображения речи", персональный тренер по голосу и речи, сертифицированный системный индивидуальный, супружеский и семейный консультант (Mental Research Institute, США, Калифорния)

     

    Тел./WhatsApp: +7 923 412 41 14

    voice book

    Однажды я сделал цикл из 10 радиопередач в стиле утренней зарядки - для здоровья и раскрытия голоса в речи.

    Оказалось, что многие в городе услышали тогда этот утренний эксперимент. Кто-то признавался, что не мог не заниматься во время передачи. 

    voice training book

    Создание книги "10 шагов преображения речи" было вопросом времени.Главные идеи уроков рассказывал в рифму, давал простые практики и всё это - под лёгкую музыку.

    Сегодня, заглядывая с помощью страниц этой книги в 2017 год, улыбаюсь историям клиентов, которые решил включить туда, а ещё - светлым строкам в рифму и простым иллюстрациям.

    Больше всего люблю в ней рубрику "3 контрольных вопроса" с ответами в конце. Кто-то говорит, что интересней всего читать про случаи из практики. А кто-то спрашивает: "Чьи стихи?". Мои.

    Ещё в издании есть три творческих задания, правила гигиены речевого аппарата с его изображением и таблица самоконтроля для поддержки в самостоятельной практике.

    И рецензия врача-фониатра.

    Для кого-то книга стала приятным сувениром или дополнением к нашим занятиям, а в чьих-то руках оказалась вызовом себе на 21 день регулярной практики.

    Заказать книгу можно у меня по тел./WhatsApp: +7 923 412 41 14 (300 р. + стоимость пересылки в ваш город).

    1. Какой, говорите, у вас смартфон?

    Запишите свой голос одновременно на несколько разных устройств. Это могут быть смартфоны разных фирм, плееры, встроенный микрофон ноутбука и пр. Прослушайте и сравните эти записи. В каждой из них особенности вашего голоса будут в чём-то отличаться. Сравните также звучание через внешний динамик устройств и через наушники.

    2. Ты на этом берегу, я - на том.

    Ваш голос может звучать по-разному даже на одном устройстве. Это зависит от того, из какой точки оно производит запись. Чтобы убедиться в этом, включите гаджет на запись и отойдите от него на несколько шагов. Начинайте говорить и постепенно приближайтесь. Продолжая свою речь, возьмите устройство в руку и поднесите его к груди. Затем переместите его ко рту и после – ко лбу. Голос в записи сначала будет казаться «маленьким», затем станет «больше» и «значительней». У груди вы заметите, что он глуховат, у лба отметите больше высоких частот. Наиболее богатый и внятный звук вы услышите у рта.

    naturevoice3. Я или R? Смотря с какой стороны посмотреть.

    Свой голос мы слышим ушными раковинами лишь отчасти. Его звук попадает нам во внутреннее ухо напрямую. Можно сказать, он «бьёт нам из гортани прямо в голову», проходя по костным тканям и жидкостям организма. А ушей окружающих (и микрофона диктофона) наш голос достигает через воздух. Среда, по которой распространяется звук, меняет его. Поэтому окружающие слышат другой голос, который тоже наш.

    «В исследовании 2013 года участников попросили оценить привлекательность различных записанных образцов голоса. Их собственный голос был тайно перемешан с этими образцами. Участники дали значительно более высокий рейтинг своему голосу, когда не распознавали его как свой собственный». The Guardian

    4. Я тебя, стерву, насквозь вижу! - Ой, а можно мне к другому рентгенологу?

    В 1966 году психологи Фил Хольземанн и Клайд Роузи дополнили вышесказанное следующим наблюдением. Когда вы слышите свой голос со стороны, он раскрывает те аспекты вашей личности, которые вы можете полностью ощутить, только услышав это в записи. Это происходит с помощью так называемых «экстралингвистических подсказок» в голосе. К ним относятся такие аспекты, как уровень вашей тревоги, нерешительность, грусть, гнев и так далее. В исследовании говорится, что происходит «внезапное столкновение с выразительными качествами в голосе, которые субъект не намеревался выразить, и которые до этого момента он не осознавал».

    Заметьте, в своей речи мы осознаём и планируем в первую очередь слова - это проще, чем управлять голосом. И понятней: тут и грамотность, и точность выражения мысли, и специфика словаря, и богатство языка. А реагируем мы сначала на голос говорящего (вот незадача), и только потом, спустя минимум полсекунды, начинаем осознавать слова (если, конечно, делаем некоторое усилие). Голос выдаёт наши эмоции с потрохами, а если пытаемся их спрятать, речь может терять заметную часть естественности.

    © Константин Орищенко, фонопед, логопед, радиоведущий, автор книги "10 шагов преображения речи", персональный тренер по голосу и речи, сертифицированный системный индивидуальный, супружеский и семейный консультант (Mental Research Institute, США, Калифорния)

     

    Тел./WhatsApp: +7 923 412 41 14

    Страница 1 из 4

    © 2014-2024. Все права на сайт принадлежат компании "Тренер по голосу и речи Константин Орищенко".
    Обращаем ваше внимание на то, что данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 ч. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации
    Изготовлено компанией: "Мастер-сайт" . Тел. 8 953 918 2755
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

    На сайте используются файлы cookie. Отключить cookie вы можете в настройках своего браузера. Ознакомиться с политикой конфиденциальности.

      
    EU Cookie Directive plugin by www.channeldigital.co.uk