Меняя речь - преображаешь жизнь!

    trenergolosa

    +7 923 412 41 14

    speechtherapist1Заикание - одно из сложных и острых речевых нарушений, которое решающим образом может влиять на жизнь человека. Рецидив может наступать в любой момент, даже когда кажется, что самое трудное позади. Прорабатывается в первую очередь в детстве. Взрослым помогает в основном психотерапия.

    Мне удалось найти несколько приёмов, которые позволяют в ряде случаев снизить остроту спазмов речевого аппарата и облегчить речевую моторику. У некоторых клиентов хватает сил и мотивации закрепить эти приёмы как более-менее естественные и незаметные элементы в общении.

    Если в вашем окружении есть человек с таким речевым нарушением, оказывайте ему поддержку, но только так, чтобы ваша помощь была стимулом к действиям, а не ослабляла человека, каждый раз подчёркивая его беспомощность в некоторых делах.

    Качество речи часто может многое рассказать о человеке. И всё-таки заикание - одно из возможных исключений, когда стоит присмотреться к человеку повнимательней и не делать поспешных выводов.

    Чтобы уточнить подробности, напишите мне в WhatsApp +7 923 412 41 14 

    © Константин Орищенко, фонопед, логопед, радиоведущий, автор книги "10 шагов преображения речи", персональный тренер по голосу и речи, сертифицированный системный индивидуальный, супружеский и семейный консультант (Mental Research Institute, США, Калифорния)

    speechtrainingКогда вашей речи объективно что-то недоступно в силу ваших природных особенностей, найдите способ эти признаки компенсировать.

    Когда есть желание достичь результата, альтернатива найдётся. Обходной маневр позволит вам снизить остроту и продолжать работу над собой без паники.

    Вместо солидного низкого голоса для убедительности вы можете, например, ссылаться на авторитетные источники. При заиканиях кому-то могло бы пригодиться умение слушать и задавать лаконичные содержательные вопросы.

    Используя такие компенсирующие приёмы, вы можете продолжать исследовать свою речь, не требуя от себя слишком быстрых результатов. А значит снижая вероятность разочарования и отчаяния. Со спокойным разумом часто проясняются детали, которые всё-таки изменить можно. Или находятся ещё более удачные и ценные способы компенсировать недоступные качества. В ряде случаев удаётся заметить, как начинается постепенное движение к результату, который раньше казался недостижимым.

    foniatrpublicПри подозрении на нарушение речи медицинского характера я направляю человека к фониатру. Ещё есть психотерапевт, психиатр, учитель по вокалу и другие специалисты.

    Я люблю свою профессию. Опыт с 2007 года - это вам не шутки. Это ответственность за свою репутацию и работа только с теми, кому могу помочь. Для этого - предварительная беседа (голосом). Для этого - краткая проба сотрудничества.

    На фото - я с кандидатом медицинских наук, врачом-фониатром Мухиной Валентиной Ивановной.

     

    Замечали, что одни и те же слова можно произнести по-разному?

    Иногда я предлагаю сыграть в такую игру клиенту или группе. Хорошо, когда упражнение выглядит просто: "Скажи "привет" виновато", "Произнесите "здравствуйте" со злостью", "Говорите "добрый день" так, как будто между вами и собеседником есть какая-то приятная тайна" и т. д. После такой практики может "обостриться слух". Часто на следующей встрече человек делится: "Слушаю свою речь в записи и замечаю в её звучании обиду/скованность/агрессию/.... При этом помню, что в тот момент всё было в порядке, я чувствовал себя комфортно".

    treninggolosanewМышцы речевого аппарата могут "впитывать" в себя настроения, манеру подобно губке. Однажды научившись, речевой аппарат снова и снова может возвращаться к определённой эмоции, манере говорить.

    Почему это было трудно заметить?

    1. Акустический эффект. Со стороны голос звучит иначе, чем кажется изнутри. Поэтому полезно слушать свой голос в записи и привыкать к нему в том виде, в котором его слышат окружающие.

    2. Ловушка мышления. При общении речь в вашем сознании может отличаться от той, которую слышит собеседник, в разы сильнее, чем при акустических искажениях. В мыслях не только голос, но и слова могут быть несколько другими. Например, мало кто планирует заранее в своей речи слова-паразиты. Человек может их произносить, не подозревая об их существовании. Также может отличаться порядок слов, терминология, высота тона, общая выразительность речи. При произнесении можно "съедать" окончания слов и кусочки фраз, а в сознании прекрасно понимать то, что сейчас хочешь произнести.

    Подводя итог:
    - Эмоции в звучащей речи не всегда выражают то, что человек чувствует внутри;
    - Можно не подозревать, какую эмоцию в твоей речи слышит собеседник;
    - Манеру в своей речи можно не замечать долгое время.

    Что делать:
    1. Прослушайте свою речь в записи. Запишите, какие эмоции вы в ней слышите. Отметьте, на сколько процентов каждая эмоция соответствует тому, что вы хотели выразить.
    2. Повышайте точность эмоций в речи с помощью игры, которую я предложил вам выше.

    Хотите пройти тренинг голоса? Добавьте в Skype мой ник trenergolosa и задайте свой вопрос. В беседе мы вместе поймем, чем я могу быть для вас полезным и насколько эффективными могут быть наши занятия через Skype.

    До встречи!

    © Константин Орищенко, фонопед, логопед, радиоведущий, автор книги "10 шагов преображения речи", персональный тренер по голосу и речи, сертифицированный системный индивидуальный, супружеский и семейный консультант (Mental Research Institute, США, Калифорния)

     

    Тел./WhatsApp: +7 923 412 41 14

    Почему у людей с практически дикторским от природы тембром часто слышна гнусавость в речи? Исключая физиологические нарушения, выделяю два основных влияющих фактора: резонанс и коммуникацию.

    Со стороны резонанса можно заметить, как тембр, образованный массивными голосовыми складками ("связки" - устаревший термин, но можем использовать и его) может звучать не из груди, а из основания горла. Это чаще связано скорее не с типичным эмоциональным голосовым зажимом, а с попыткой контролировать свой тембр горловыми мышцами.

    speechnose

    Взамен грудному резонансу для дополнительного усиления голос направляется телом в носовой резонатор. Чтобы понять причину этого явления, здесь уместно коснуться коммуникативной стороны вопроса.

    Со стороны коммуникации "пустить голос" в грудной резонатор (добавить в свой тембр чувств) морально труднее, чем отправить голос в нос (отгородиться). В результате красивый от природы тембр снижает свою притягательную силу. Получается, в каком-то смысле "искусство баланса с окружающими голосами": тембр сногсшибательный, а способ его передачи (гнусавость) вызывает дискомфорт.

    Один из участников корпоративного обучения только через пару недель после завершения программы сообщил мне о своём отсроченном результате - практически ушла гнусавость (и слова-паразиты). Главная трудность работы в этом случае состояла в том, чтобы отвлечь человека от его внушительного по сравнению с другими тембра, от уже имеющейся лояльности клиентов (во многом благодаря его голосу в телефонной трубке) и показать, как могут происходить его звонки на следующем уровне звучания речи.

    voicework800Работать над голосом и речью без контекста - все равно что пытаться запустить сердце отдельно от организма. Может сработать, но ненадолго и без особой пользы.

    Качество речи - не цель, но средство. Речь помогает определить место человека в обществе. Каждый раз, когда человек обращается за помощью сделать голос сильнее, дикцию лучше, диалог продуктивнее, речь - убедительней, я предлагаю выбрать ситуации, изменения в которых покажут результативность нашей работы.

    Мы с клиентом имеем возможность повлиять только на его речь, поведение и реакции. И этого может быть недостаточно для абсолютного контроля над всеми обстоятельствами.

    Однако опыт показывает, что такой работы вполне достаточно, чтобы даже через месяцы (и годы) после завершения работы человек пожинал плоды своих усилий, которые он приложил для нашего сотрудничества.

    Когда клиент приходит с целью сделать свою речь лучше, он должен понимать, что есть несколько аспектов, влияющих на звучание его речи. Я выделяю три основных: физиологический, внутриличностный и межличностный.

    voiceschemeРассмотрим такой пример – привычка обижаться. Она зачастую рождает «ком в горле» и, как следствие, сдавленный голос. Здесь одному поможет работа с эмоциональной стороной вопроса, а второму – упражнения на раскрепощение гортани. Можно взять и оба направления одновременно, НО… готов ли будет человек выполнять все задания «комплексного подхода» или вскоре запал пропадет и занятия сойдут на нет? У третьего может оказаться, что ком обиды в горле усугубляется состоянием щитовидной железы или расстройством пищеварения с забросом желудочного сока в горло. В этом случае следует начать с устранения проблем медицинского характера.

    Моя задача – дать необходимое и достаточное для результата. Поэтому персональная работа при достаточном опыте и хорошем инструментарии позволяет выработать подходящее сбалансированное задание и в тесном сотрудничестве с клиентом получить устойчивый результат.

     

     

     

    Вы говорите с незнакомцем по телефону, а затем встречаетесь. При первой встрече вы неизбежно сравниваете два образа этого человека: речевой образ, который сформировали во время телефонного разговора в своем воображении и визуальный образ, который предстаёт перед вами при встрече.

    Визуальный образ – это картинка: как человек выглядит, во что одет, как он смотрит, как двигается и пр. Речевой образ – это то, что вы слышите: изображение, которое рождается в вашей голове на основе впечатления, которое производит на вас речь человека.

    voicecocktail

    При личном общении эти два образа складываются и образуют «коктейль». Выделим три вида «коктейлей»: «Однородный», «Гремучий» и «Волшебный».

    «Однородный» – полное соответствие речи визуальному образу и поведению. Вкус цельный, понятный, предсказуемый. «Гремучий» – деструктивное несоответствие. Конфликт между ингредиентами. «Волшебный» – синергия звучания и внешнего облика. Самая сильная и притягательная смесь. Ни один из этих коктейлей не имеет однозначного рецепта. И у каждого из нас он свой.

    Понаблюдайте за собой:

    Какой «коктейль» у вас? Как вы выглядите? Как говорите? И какое впечатление это производит на вас и окружающих?

    Искривление шейного отдела позвоночника - физиологическая проблема, часто обеспечивающая навязчивую усталость голоса (фонастению). Эта клиентка чувствовала зажим в горле и постоянно сипла. Даже когда читала сказку своему ребёнку. Думал, не прорвемся. Но на шестой встрече, а это 3 недели спустя, сказала, что уже дней 10 говорит без усталости, голос не пропадает и не сипнет. Остаюсь на связи. Обычно в дополнительной помощи необходимости нет.

     

    russian voice trener

     

    [штрих к кейсу]
    В процессе работы ничто не говорило о том, что на 9-ой из 10-ти встреч эта клиентка окрепшим голосом сообщит, что собирается переезжать из родного маленького города – в столицу Казахстана (работал с ней через Skype).

    [и сейчас – внимание]
    Похожая история – у большей части моих клиентов!

    Люди часто обращаются ко мне в те моменты своей жизни, когда перемены необходимы или неизбежны. Оказалось, что мои персональные занятия часто оказываются способом выхода из личного и профессионального кризиса.

    Году в 2011-м, имея за плечами 4 года практики, стал замечать, что мои клиенты принимают значимые для себя решения либо в процессе наших персональных занятий, либо вскоре по результатам курса. Не исключаю, что о многих переменах мне неизвестно лишь по той причине, что люди не всегда могут заметить связь.

    P.S.: Из недавних известных мне результатов: мирный уход с лишней из ТРЕХ работ, кардинальная смена деятельности, повышение в должности, открытие частной практики при выходе из штатной должности.

     

    © Константин Орищенко, фонопед, логопед, радиоведущий, автор книги "10 шагов преображения речи", персональный тренер по голосу и речи, сертифицированный системный индивидуальный, супружеский и семейный консультант (Mental Research Institute, США, Калифорния)

     

    Тел./WhatsApp: +7 923 412 41 14

    До встречи!

    Одним из признаков корректности выполнения упражнений с тембром речи (голосом) является смещение источника звука из горла в другую область тела, будь то голова, грудная клетка, губы и т.д. То есть логически мы понимаем, что источник голоса физиологически располагается в горле. Но когда человек делает усилие горлом и чувствует в нем напряжение, значит что-то не так, либо с методом, либо с организмом. Чаще всего с методом! Ключевое слово в образовании звука – резонанс!

    У меня была клиентка, с которой мы виделись лишь один раз! Подчеркиваю, ОДИН РАЗ! Во время встречи я заметил, что молодая женщина говорит немного в нос, чуть-чуть «в себя», слегка опустив голову и глаза. Ей было трудно говорить (частая усталость в горле), и было слышно, что она чувствует себя неловко от самой себя. Для эффекта, который я опишу ниже, следует обязательно увидеться в живую. То есть, мне нужно находиться некоторое время с человеком непосредственно в прямом контакте, посмотреть и послушать его. И, исходя из этого, дать задание. Вернусь к примеру: я дал клиентке всего одну рекомендацию. Мы с ней назначили звонок через месяц. Отмечу, что иногда достаточно лишь одной встречи и 1 задания, чтобы получить устойчивый, интересный и постоянно развивающийся результат. Через месяц мы с ней поговорили по телефону.

    girl speaks

    Я услышал ее голос и то, КАК она говорит. Разница была колоссальная. Голос стал глубже, притягательней и в то же время речь зазвучала светло, насыщенно и легко. Клиентка рассказала, как она увлеклась упражнением. Почти каждый день она старалась перемещать источник голоса из горла в грудную клетку. Это заметно повлияло на то, как преобразилась её речь. Представьте, что у голоса есть объем (его-то и создает резонанс). Вы можете менять его форму, направление и расположение в теле. Направлять наружу, представлять, откуда он выходит (любая часть тела), менять его плотность. Примерно этим и занималась клиентка. Но не каждому это удается сразу. Подобные упражнения непросто понять теоретически. Можете попробовать, я объясню, как это делается. Это интересный, насыщенный и эмоциональный процесс. Получается своеобразная магия.

    Теперь к главной мысли заметки. Дело в том, что какими бы методами по развитию тембра речи вы ни пользовались, очень важно учитывать, что практически все они направлены на изменение ощущений источника звука в теле. Развитие и перемещение источника звука из горла в любое другое место тела (и за его пределы). Будьте внимательны в работе с голосом при использовании любого метода с любым тренером: если ваше внимание постоянно обращают на речевые мышцы, на глотку, на язык, на горло - эти методы провоцируют избыточный контроль вашей речи и тормозят наступление ожидаемого эффекта.

    Такая работа возможна и онлайн. По опыту эффективность консультаций в офисе и через Skype примерно равная.

    © Константин Орищенко, фонопед, логопед, радиоведущий, автор книги "10 шагов преображения речи", персональный тренер по голосу и речи, сертифицированный системный индивидуальный, супружеский и семейный консультант (Mental Research Institute, США, Калифорния)

    Тел.: 8 923 412 41 14

    Skype: trenergolosa

    До встречи!

    © 2014-2024. Все права на сайт принадлежат компании "Тренер по голосу и речи Константин Орищенко".
    Обращаем ваше внимание на то, что данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 ч. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации
    Изготовлено компанией: "Мастер-сайт" . Тел. 8 953 918 2755
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

    На сайте используются файлы cookie. Отключить cookie вы можете в настройках своего браузера. Ознакомиться с политикой конфиденциальности.

      
    EU Cookie Directive plugin by www.channeldigital.co.uk