Меняя речь - преображаешь жизнь!

    trenergolosa

    +7 923 412 41 14

    Умеренный контроль помогает нам организовывать свою жизнь, ставить цели и достигать их. Но когда контроль становится чрезмерным, он лишает нас гибкости и способности адаптироваться. Он мешает расставлять приоритеты и отделять главное от второстепенного.

    Что мешает нам остановиться? Страх неудачи, неуверенность, тревожность, боязнь неизвестного, а иногда культурные нормы и даже ощущение особого удовольствия. В результате мы чувствуем себя жонглёрами, пытающимися удержать в воздухе всё больше разноцветных мячей - не упустить, не забыть, не разочаровать, перепроверить.

    Но в какой-то момент мячиков становится слишком много, и они начинают падать на землю: действовать строго по плану, предусмотреть всё, сделать идеально, разобраться до мелочей. Ещё один мяч. И ещё.

    Мы ищем ответы и читаем: "Невозможно контролировать все аспекты жизни одновременно". "Контроль не приносит счастья, а лишь усталость и стресс". Но что делать-то?!

    Ответы вроде: "Постепенно отпускайте необходимость контролировать всё и каждого, доверьтесь себе и окружающим." - выглядят разумно, но для многих работают только первое время.

    На консультациях вы постепенно начинаете ощущать больше свободы и спонтанности, ваши отношения в жизни становятся теплее, а мячики перестают падать. Иногда желание вернуть контроль может накатывать вновь, и тогда мы делаем следующий шаг и создаём новый баланс. Вы видите себя за пределами устаревшей игры, и её влияние постепенно гаснет.

    Ловушка в том, что напрячься обычно проще, чем расслабиться. А мы склонны к тому, чтобы выбирать путь полегче.

    С одной стороны, зажимы в речи - это напряжённые мышцы, с другой - напряжённые отношения с собой и другими.

    Кристин Линклейтер в своей методике "Освобождение голоса" описывает их, как короткие замыкания между импульсом и результатом действия.

    Неврологи отмечают, что первой под удар попадает шейно-воротниковая зона. Здесь блокируются эмоции гнева, раздражения, желание плакать и кричать.

    Это слышно в голосе: зажим в плечах (дыхание), ком в горле (голосовые складки), напряженные мышцы нижней челюсти, языка и губ и др. Сюда добавляется путаница мыслей или состояние "пустой головы".

    Какие-то из своих зажимов мы замечаем, к другим давно привыкли и забыли о них.

    Стоит иметь ввиду, что зажимы влияют на наше поведение. На реакции. Корректируют нашу жизнь. Окрашивают её в свои цвета. Влияют на атмосферу и стиль общения. На наше окружение.

    voice clamp

    Как убрать зажимы:

    1. Выскажись

    Особо не важно, письменно это сделаешь или устно. Хоть и работает это несколько по-разному. Точность подобранных слов важна, но если не знаешь, что говорить, просто начни. Если нет рядом комфортного принимающего всё слушателя, пиши. Тут можно без фильтра. Перечитывать и сохранять - по желанию.

    2. Помассируй

    Массаж/самомассаж универсален. Но тут часто не хватает проработки того, как эти зажимы формируешь. Поэтому, если (если!) они вернутся, не удивляйся. Хотя, если понравится и будешь продолжать процесс пару-тройку месяцев, то шансов больше.

    3. Займись спортом

    То, что не можешь расслабить, напряги сильнее. Дай нагрузку мышцам, раз уж "они сами это начали". И обрати их работу себе на пользу.

    4. Расслабься глубоко

    Делать это проще и безопасней под чьим-то руководством, будь то дыхательные техники, медитации или что-то ещё. Когда доходишь до нужных мышц, могут возникать воспоминания о несделанном, невысказанном, накатывать состояния, заблокированные этими зажимами. Скажи себе, что это нормально, и наблюдай за процессом. Можешь дополнить пунктом "1" из этого списка.

    5. Освободи голос

    Природное естественное звучание массирует тело изнутри. Специальные звуковые практики нормализуют эмоциональное состояние и убирают зажимы в общении. Внутри словно бы открывается запылëнная дверца в заброшенную часть дома. Здесь может быть гостиная, кабинет, спальня или детская. И здесь есть место для новых людей, с которыми комфортно.

    В проработанных голосах меньше зажимов. Они звучат полнее и богаче. Слышишь их и заражаешься свободой. Чувствуешь своим телом. Хочется общаться дольше, замечая, как мышцы принимают лёгкость через голос этого человека. Выталкивают из себя напряжённость, вбирая свободу. Хочется сказать: "говори что угодно, только не молчи".

    Можно получать удовольствие от своего звучания и лëгкости. Можно убеждать, не убеждая. Можно расти над собой, превращая энергию зажимов в действия и результаты. Можно.

    1. Рецензию к книге написала к.м.н. врач-фониатр.
    2. Книга «выросла» из моих радиопередач. Я согласовал с редактором томского радио формат развлекательных коротких занятий вроде утренней зарядки для голоса с лёгкой музыкой, чтобы в течение десяти недель по пятницам зачитывать готовый материал очередного выпуска.
    3. В ней 20 моих стихотворных зарисовок, которые рождались спонтанно. Большинство – в день записи очередного выпуска радиопередачи.
    4. Это одновременно книга и рабочая тетрадь на 21 день ежедневной практики.
    5. В ней я задаю 27 вопросов для закрепления материала и даю на них ответы в конце.
    6. За несколько лет до появления книги с помощью моей авторской технологии, которую я частично описал в главе «Отвисшая челюсть», мне удалось помочь клиенту с ДЦП на том этапе наших с ним занятий, когда уже никакие тренировки мышц не давали заметного эффекта.
    7. Иллюстрации к книге создавались дважды: эскизы рисовал один художник, начисто – второй. Их здесь больше 20-ти.
    8. В публикацию включены 10 цитат из моих живых тренингов.
    9. Экземпляры книги есть у моих клиентов в США, Швеции, Китае, Казахстане и во многих городах России.
    10. В книге я использовал термин «голосовые складки» вместо устаревшего «голосовые связки», который до сих пор принят в обиходе и всё ещё встречается в современной литературе довольно часто.

    Задать вопрос, приобрести книгу, записаться на личную онлайн-консультацию вы можете по тел./WhatsApp: +7 923 412 41 14

    © Константин Орищенко, фонопед, логопед, радиоведущий, автор книги "10 шагов преображения речи", персональный тренер по голосу и речи, сертифицированный системный индивидуальный, супружеский и семейный консультант (Mental Research Institute, США, Калифорния)

     

    voicetrainer with book

    microphone voicetrainer

    В январе 2020 года издание "Laryngoscope" опубликовало исследование, где описывается голосовое упражнение, которое оказалось эффективнее для отдыха голоса, чем молчание после часовой интенсивной речевой нагрузки.

    Это чудо-упражнение - давно известное "гудение через соломинку (трубочку)".

    Как его выполнять:

    Возьмите в губы трубочку для коктейля и погудите сквозь неё. Главное не давить на голос, звучать аккуратно и с небольшим усилием. Для начала - минуту, вдыхая при необходимости. При этом чувствуете, как вибрирует лицо: губы, область носа, лба. И грудная клетка. Горло при этом тоже жужжит, но фоном, если на него не давить (а давить не надо)). Вместе с этим для выдоха немного напрягается живот (это хорошо). 

    Теперь поговорите. Если всё сделали верно, голос звучит легче, приятней. Какие изменения в голосе слышите теперь, что ощущаете?

    Постепенно вы сможете заметить, какое усилие и время выполнения даёт наилучший эффект для.вашего организма. Тут всё индивидуально.

    Важно: для этого упражнения голос должен быть здоровым. Можно - немного уставшим.

    © Константин Орищенко, фонопед, логопед, радиоведущий, автор книги "10 шагов преображения речи", персональный тренер по голосу и речи, сертифицированный системный индивидуальный, супружеский и семейный консультант (Mental Research Institute, США, Калифорния)

     

    Тел./WhatsApp: +7 923 412 41 14

    voice book

    Однажды я сделал цикл из 10 радиопередач в стиле утренней зарядки - для здоровья и раскрытия голоса в речи.

    Оказалось, что многие в городе услышали тогда этот утренний эксперимент. Кто-то признавался, что не мог не заниматься во время передачи. 

    voice training book

    Создание книги "10 шагов преображения речи" было вопросом времени.Главные идеи уроков рассказывал в рифму, давал простые практики и всё это - под лёгкую музыку.

    Сегодня, заглядывая с помощью страниц этой книги в 2017 год, улыбаюсь историям клиентов, которые решил включить туда, а ещё - светлым строкам в рифму и простым иллюстрациям.

    Больше всего люблю в ней рубрику "3 контрольных вопроса" с ответами в конце. Кто-то говорит, что интересней всего читать про случаи из практики. А кто-то спрашивает: "Чьи стихи?". Мои.

    Ещё в издании есть три творческих задания, правила гигиены речевого аппарата с его изображением и таблица самоконтроля для поддержки в самостоятельной практике.

    И рецензия врача-фониатра.

    Для кого-то книга стала приятным сувениром или дополнением к нашим занятиям, а в чьих-то руках оказалась вызовом себе на 21 день регулярной практики.

    Заказать книгу можно у меня по тел./WhatsApp: +7 923 412 41 14 (300 р. + стоимость пересылки в ваш город).

    1. Какой, говорите, у вас смартфон?

    Запишите свой голос одновременно на несколько разных устройств. Это могут быть смартфоны разных фирм, плееры, встроенный микрофон ноутбука и пр. Прослушайте и сравните эти записи. В каждой из них особенности вашего голоса будут в чём-то отличаться. Сравните также звучание через внешний динамик устройств и через наушники.

    2. Ты на этом берегу, я - на том.

    Ваш голос может звучать по-разному даже на одном устройстве. Это зависит от того, из какой точки оно производит запись. Чтобы убедиться в этом, включите гаджет на запись и отойдите от него на несколько шагов. Начинайте говорить и постепенно приближайтесь. Продолжая свою речь, возьмите устройство в руку и поднесите его к груди. Затем переместите его ко рту и после – ко лбу. Голос в записи сначала будет казаться «маленьким», затем станет «больше» и «значительней». У груди вы заметите, что он глуховат, у лба отметите больше высоких частот. Наиболее богатый и внятный звук вы услышите у рта.

    naturevoice3. Я или R? Смотря с какой стороны посмотреть.

    Свой голос мы слышим ушными раковинами лишь отчасти. Его звук попадает нам во внутреннее ухо напрямую. Можно сказать, он «бьёт нам из гортани прямо в голову», проходя по костным тканям и жидкостям организма. А ушей окружающих (и микрофона диктофона) наш голос достигает через воздух. Среда, по которой распространяется звук, меняет его. Поэтому окружающие слышат другой голос, который тоже наш.

    «В исследовании 2013 года участников попросили оценить привлекательность различных записанных образцов голоса. Их собственный голос был тайно перемешан с этими образцами. Участники дали значительно более высокий рейтинг своему голосу, когда не распознавали его как свой собственный». The Guardian

    4. Я тебя, стерву, насквозь вижу! - Ой, а можно мне к другому рентгенологу?

    В 1966 году психологи Фил Хольземанн и Клайд Роузи дополнили вышесказанное следующим наблюдением. Когда вы слышите свой голос со стороны, он раскрывает те аспекты вашей личности, которые вы можете полностью ощутить, только услышав это в записи. Это происходит с помощью так называемых «экстралингвистических подсказок» в голосе. К ним относятся такие аспекты, как уровень вашей тревоги, нерешительность, грусть, гнев и так далее. В исследовании говорится, что происходит «внезапное столкновение с выразительными качествами в голосе, которые субъект не намеревался выразить, и которые до этого момента он не осознавал».

    Заметьте, в своей речи мы осознаём и планируем в первую очередь слова - это проще, чем управлять голосом. И понятней: тут и грамотность, и точность выражения мысли, и специфика словаря, и богатство языка. А реагируем мы сначала на голос говорящего (вот незадача), и только потом, спустя минимум полсекунды, начинаем осознавать слова (если, конечно, делаем некоторое усилие). Голос выдаёт наши эмоции с потрохами, а если пытаемся их спрятать, речь может терять заметную часть естественности.

    © Константин Орищенко, фонопед, логопед, радиоведущий, автор книги "10 шагов преображения речи", персональный тренер по голосу и речи, сертифицированный системный индивидуальный, супружеский и семейный консультант (Mental Research Institute, США, Калифорния)

     

    Тел./WhatsApp: +7 923 412 41 14

    Наше знакомство началось с того, что Лев вышел со мной на связь раньше, чем позвонила мне его лечащий врач-фониатр. Это, кстати, хороший знак был - оказалось, что результат клиенту нужен, и он готов заниматься. Но до занятия врач успела по телефону сообщить мне, что может оказаться непросто справиться с проблемой.

    Парень из-за потери голоса молчал почти полгода. Общался письменно. Природа нарушения неизвестна. Но точно комплексная. Ни одна гипотеза (вроде аллергии) до конца не подтвердилась. Сетовали ещё на голосовые перегрузки, но это скорее было, когда уже при потерянном голосе Лев пытался общаться шёпотом (никогда так не делайте). В общем, когда голос, казалось бы, стал медленно возвращаться, но "застрял", направили ко мне - есть смысл сделать попытку.

    Встретились. Оказалось, что профессия Льва связана с речью - выступления, преподавание, консультации и пр. Получается, мотив есть. Динамика наметилась. Поехали.

    Я предложил начать с персонального интенсива - два занятия и между ними вопросы, отчёты, созвоны. Хоть ежедневно - мне результат интересен. И заодно изучаю возможности человека, его речи и голоса.

    Вот на первом занятии я "наизучался"! Три часа. Половина упражнений вообще не так работала, как дОлжно. Снабдил практики нужными деталями, обучил клиента - заработало! Отпустил.

    Дома - выполнение заданий. Лев делал всё необходимое. По телефону корректировали то, как дышать в упражнениях, как двигаться, где резонанс нужен, где усилие, куда внимание направить. Врач, кстати, снова позвонила узнать, получается ли справиться. Рассказал. Порадовалась.

    Через две недели на вторую встречу Лев пришёл с первыми результатами. Докрутили. Дополнил программу, убрал лишнее. Отпустил с обещанием, что заниматься продолжит. И ведь продолжил! На днях прислал этот отзыв.

    © Константин Орищенко, фонопед, логопед, радиоведущий, автор книги "10 шагов преображения речи", персональный тренер по голосу и речи, сертифицированный системный индивидуальный, супружеский и семейный консультант (Mental Research Institute, США, Калифорния)

     

    Тел./WhatsApp: +7 923 412 41 14

    Главный принцип любой профессии - не навреди! Недавно мне позвонил мужчина с сиплым голосом. Занятие назначать я не стал. Отправил к фониатру. Если в вашем городе такого нет - найдите оториноларинголога, в народе - ЛОРа.

    Лечение голоса всегда комплексное. Врач осмотрит гортань с помощью эндоскопа, поставит диагноз, даст рекомендации. Выполняйте необходимые процедуры, принимайте лекарство и пр. Только после этого можно начать процесс восстановления голоса подходящими техниками.

    voicetrainerinterviewМужчина, который звонил, побывал у фониатра и пришёл ко мне. Осиплость мы убрали за два занятия, осталось закрепить эффект негромкими упражнениями. Этим и занимаемся.

    Осиплость была от слабого смыкания голосовых складок (в направлении врача "гипотонусная фонастения"). Задача - укрепить мышцы.

    На первом же занятии, стоило мне показать специальный звук, он спонтанно получился и у клиента - сильный, звучный голос. Повторить успех не удалось. Остальное время я подбирал другой звук, чтобы опять застать клиента врасплох, и вскоре снова голос зазвучал без осиплости. Ребус был почти решён. Оставалось дать задание так, чтобы у клиента начало получаться самостоятельно.

    Вот здесь помогло моё образование логопеда. Бросать мяч, ходить, крутиться - что угодно, только не слишком контролировать голос во время упражнения.

    "Иначе зазвучите по-старому. Хотите этого?". Напугал - сразу пошло лучше. Так и двигаемся к результату.

    С какого момента абстрактное понятие "правильная речь" превратилось в реальную цель конкретных людей?

    Правильная - это значит по образцу, так? Где этот образец? Ага, Василий-радиоведущий говорит "правильно". Давайте говорить как он. Но вот загвоздка: на радио такой стиль и голос "срабатывает", а для жизни может совсем не подойти.

    voiceseminarХорошо, тогда Иван ведёт переговоры и часто у него получается. Давайте как он вести переговоры. Может сработать. Но. У Ивана ещё внешность соответствует его стилю речи и тембру. А вы другой комплекции и лицо у вас другое. Да ещё и у Ивана темперамент другой. Имитировать в речи темперамент Ивана, имея внутри совсем другую "начинку" - значит сделать свою речь искусственной, механической. Сколько вы так продержитесь? Вот и я о том же.

    Что же тогда делать?

    Освободите голос, как Василий, но не хватайте его манеру говорить. Научитесь вести диалог, как Иван, но не копируйте его фразы - найдите свои.

    "Правильные" образцы речи - это иллюзия. Каждый уникален. Вы не исключение. Будьте единственным в своём роде. Вот вам практика для начала: запишите своё общение на диктофон, прослушайте и отметьте сильные качества своей речи. Например, вы не торопитесь или дикция чёткая или мысли понятно излагаете. Критиковать себя можно, но только тогда, когда вы себя уже похвалили. Затем напишите на листе то, что вас смутило в записи. Что-то одно, максимум два.

    А теперь внимание: вдруг то, что вас смутило, не проявится в следующей записи? Проверьте это. Убедитесь, что вы не ошиблись. Затем запишите снова. И ещё. И снова. Так вы поймёте, насколько ваша речь бывает разной. Привыкнете. И заметите, что в вашей речи меняется в зависимости от ситуации, а что остаётся неизменным.

    Вы заметите ещё кое-что: речь становится лучше как будто сама по себе. Помните про Василия и Ивана? Вам они нужны только фоном. Забыв про них, вы не потеряете свой вкус к лучшей речи. И с каждой новой записью на диктофон и прослушиванием интуитивно будете менять свою речь в лучшую сторону. Вы не знали свою речь, пока не услышали её. А узнавая её всё лучше, всё лучше можете ей управлять.

    womenvoiceЗаметил, что часто голоса женщин - руководителей грубеют. Интуитивно они делают свой голос низким, спускаются со своей удобной высоты на мужскую. Прекрасных дам можно понять - это добавляет их речи авторитетности. Но при таком обращении голос может быстро испортиться: он начинает часто уставать или безнадёжно грубеет.

    Спасение от таких последствий - делать голос не НИЗКИМ, а ГЛУБОКИМ. Дело в том, что понятия "низкий" и "глубокий" (голос) часто путают между собой.

    В то же время за глубину голоса отвечают одни мышцы (открывающие гортань), а за высоту - другие (управляющие голосовыми складками).

    Итак, голос может быть глубоким и в то же время хоть низким, хоть высоким. Зажатый голос (без глубины) может также звучать как высоко, так и низко.

    Глубина раскрывает и развивает голос, а насильственное давление на него вниз часто превращается в зажим, который может этот голос погубить. Поэтому лучше перестать давить голос вниз. Вместо этого добавьте ему глубины - это придаст ему необходимой авторитетности и избавит от ненужных травм.

    © 2014-2024. Все права на сайт принадлежат компании "Тренер по голосу и речи Константин Орищенко".
    Обращаем ваше внимание на то, что данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 ч. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации
    Изготовлено компанией: "Мастер-сайт" . Тел. 8 953 918 2755
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

    На сайте используются файлы cookie. Отключить cookie вы можете в настройках своего браузера. Ознакомиться с политикой конфиденциальности.

      
    EU Cookie Directive plugin by www.channeldigital.co.uk